Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.Г → Гуро Елена

Елена Генриховна Гуро

????

Елена Генриховна Гуро родилась в Санкт-Петербурге в 1877 году.

В 1890 г. поступила в рисовальную школу Общества поощрения ху­дожеств.

С 1903 по 1905 год занималась в студии Яна Ционглинского, а затем в художественной школе Елизаветы Званцевой (1906-1907), под руководством Леона Бакста и Мстислава Добужинского. Работала как живописец, рисовальщик и иллюстратор (иллюстрации к «Бабушкиным сказкам» Жорж Санд, стихотворе­нию Александра Блока, рассказу Осипа Дымова и к собственным литературным произведениям).

Впервые как поэт выступила в 1905 г. в «Сборнике молодых писателей», участвовала в литературном объединении «Гилея».

Умерла от лейкемии 23 апреля (6 мая) 1913 г., похоронена на кладбище в местечке Уусикиркко, на Ка­рельском перешейке.

Елена Гуро — один из главных инициаторов основания петербургского общества художников «Союз молодежи», сыгравше­го большую роль в пропаганде нового русского искусства. Ее творчество определило «лицо» русского авангарда вместе с такими яр­кими фигурами, как В. Хлебников, В. Татлин, К. Малевич, П. Фи­лонов, М. Матюшин, Б. Эндер и другие.

Гуро воспринимает мир как единое органическое целое, где все природные формы и среда существуют во взаимодействии. Вселенная - это единая гармоническая структура, включающая «святую», по определению Гуро, землю. Гуро непосредственно обращается к природе, к глубокому и не­предвзятому наблюдению скрытых от простого глаза природных формообразований. Поэтому в ее работах нет «стиля», как закрепо­щенной формы. Даже систему кубизма, через живописную культу­ру которого прошли почти все русские художники-авангардисты, она определила как «прямой клочок травы и валик земли».

Твор­чество Елены Гуро и сама она как личность единосущны с приро­дой. С молитвенной сосредоточенностью и в то же время с детской непосредственностью она радуется каждой травинке, цветку, ветке. Многочисленными зарисовками грибов, цветов, раковин, ягод, шишек заполнены ее альбомы 1900-х гг. Тема животных одна из главных в ее творчестве. К концу 1900-х -началу 1910-х гг. отно­сятся блестящие рисунки кошек, лошадей, собачек (выполненные кистью, черной акварелью, тушью). Живописное панно середины 1900-х гг. «Ростки» — программное произведение Гуро, в котором отражены рост и движение природных форм. То же самое в живописной работе 1910-1911 гг. «Камень», но только здесь «мир ста­новления» (движение и рост) в мире органическом. «Сказкой о камне» назвал эту работу художник Борис Эндер, последователь Гуро и также как она воспринимавший мир как единое целое. В ярких светоносных пейзажах 1910-1912 гг., выполненных темпе­рой и акварелью («Золотой ствол», «Ствол сосны», «Ствол и кам­ни») виден метод работы Гуро, который уподобляется методу «рабо­ты» самой природы: движение форм, цвета и точно найденное цветовое сцепление формы и среды.

Ее литературные произведения «Осенний сон», «Небесные верблюжата», «Бедный рыцарь», свидетельствуют о нравственных и духовных идеалах Гуро. Они основаны на всеобъемлющих запове­дях Откровения. Все ее творчество проникнуто идеей Любви, Со­страдания, Милосердия, Воскресения. Ее никогда не существовав­ший в действительности сын Вилли (Вильгельм Нотенберг, он же барон фон Кранц, принц Гильом, Журавлиный барон, Бедный рыцарь) — главное «действующее лицо» ее жизни и творчества, свидетельствует о сложном личностном мистическом опыте, осно­ванном на вере в то, что наступит время преображения человека, когда грешное и плотское исчезнут. Путь к этому спасению через просветленное перенесение страдания - тема всех религий искуп­ления.

Елена Гуро - истый проповедник экологической этики, столь актуальной всегда и особенно в наше время.

Жизнь Гуро была короткой, она прожила всего тридцать шесть лет, но жила она такой жизнью, какой она сама была:

Благодать в сердце и Благодать в делах.

В предисловии к сборнику «Трое», вышедшему в конце 1913 г. в память Гуро М. Матюшин писал:

«Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве — необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.

Знак, что приблизилось время».

 

А. В. Повелихина

Статья из книги:  Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – с.9-12

 

Елена Гуро Город («Пахнет кровью и позором с ...»)

Пахнет кровью и позором с бойни.
Собака бесхвостая прижала осмеянный зад к столбу
Тюрьмы правильны и спокойны.
Шляпки дамские с цветами в кружевном дымку.

Взоры со струпьями, взоры безнадежные
Умоляют камни, умоляют палача...
Сутолка, трамваи, автомобили
Не дают заглянуть в плачущие глаза

Проходят, проходят серослучайные
Не меняя никогда картонный взор.
И сказало грозное и сказало тайное:
"Чей-то час приблизился и позор"

Красота, красота в вечном трепетании,
Творится любовию и творит из мечты.
Передает в каждом дыхании
Образ поруганной высоты.

Так встречайте каждого поэта глумлением!
Ударьте его бичом!
Чтобы он принял песнь свою, как жертвоприношение,
В царстве вашей власти шел с окровавленным лицом!

Чтобы в час, когда перед лающей улицей
Со щеки его заструилась кровь,
Он понял, что в мир мясников и автоматов
Он пришел исповедовать - любовь!

Чтоб любовь свою, любовь вечную
Продавал, как блудница, под насмешки и плевки, -
А кругом бы хохотали, хохотали в упоении
Облеченные правом убийства добряки!

Чтоб когда, все свершив, уже изнемогая,
Он падал всем на смех на каменья вполпьяна, -
В глазах, под шляпой модной смеющихся не моргая,
Отразилась все та же картонная пустота!

Март 1910

 

1 - Хроника жизни и творчества Елены Гуро

2 - Борис Эндер. О Елене Гуро. Из дневников художника. 1916-1959

3 - Велимир Хлебников. Из письма к Елене Гуро. <12 января 1913>

4 - Велимир Хлебников. Письмо к М. Матюшину. <18 июня 1913>

5 - Всеволод Воинов. Из вспоминаний о Е. Гуро. 1944

6 - Вячеслав Иванов. О книге Е. Гуро «Осенний сон». 1912

7 - Джон Э. Боулт. Встреча с Еленой Гуро

8 - Василий Каменский. Из воспоминаний. 1931

9 - Михаил Матюшин. О Елене Гуро. Из записей 1933 г.

10 - Владимир Стерлигов. Из записей 1960-х - начала 1970-х годов

11 - Давид Бурлюк Краткие воспоминания о Елене Гуро (1877-1913)

12 - Евгений Ковтун. Елена Гуро. Поэт и художник

13 - Прижизненные издания Елены Гуро: стихотворения, проза, иллюстрации




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо