Кинетизм

Кинетическое искусство (от греческого Kineticos – «приводящий в движение») – течение в современном искусстве, в основе которого лежит идея движения формы, причем не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма «жизни» произведения в то время как его созерцает зритель.

Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства (часы, музыкальные шкатулки, марионетки, калейдоскопы, механические куклы и тому подобное), присутствовали в создании фейерверков и средневековых мистерий.

В истории художественных направлений с начала ХХ века можно выделить целую волну увлечений идеей кинетической формы. Она приходится на конец 1910-х – 1920-е годы и связана с поисками художников раннего советского авангарда в области художественного проектирования.

Важные шаги к пониманию и освоению идеи движения как формообразующего принципа прослеживаются в творчестве Владимира Татлина, Константина Мельникова, Александра Родченко, Карла Иогансона, Густава Клуциса, Георгия Крутикова, Наума Габо, Льва Термена и других.

С опытами в области движения пространственных композиций и структур в те годы было связано творчество известных европейских художников Марселя Дюшана, Ласло Мохой-Надя, Александра Колдера, Томаса Вилфреда.

В самостоятельное направление кинетическое искусство оформилось во второй половине 1950-х годов. Творчески и теоретически проблемы кинетизма разрабатывались западными мастерами Николя Шоффером, Хесусом-Рафаэлем Сото, Жаном Тэнгли, Гюнтером Юккером, Ле Парком, Фрэнком Малиной и другими.

В СССР в это время кинетическим искусством активно занималась группа «Движение» (1962-1976), Вячеслав Колейчук, в составе созданной им группы «Мир» (1967-68) и отдельно, а также группа «Арго» Франциско Инфантэ.

Приёмы кинетического искусства нашли широкое применение в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей, в создании театральных постановок. Прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможность зрительского сотворчества.