Самоколлаж Вячеслава Колейчука

Самоколлаж - это изобретенная В. Колейчуком технология получения новых визуальных структур из целостного изображения путем выделения (вырезания) из них элементов, обладающих той или иной симметрией, а затем их комбинирования друг с другом (перестановок, поворотов и сочетаний…). Таким образом, создаётся новое пространство или, вернее, проявляется другая реальность, заложенная в начальном изображении.

В отличие от традиционного коллажа, в котором соединяются разные изображения, взятые из разных источников, здесь все изменения происходят за счёт кинетических преобразований внутри исходного изображения или пространственной формы.

До изобретения самоколлажа эффект фантастического преобразования природных пейзажей и городских панорам получали с помощью огромных зеркал и сложной аппаратуры. Колейчук сделал то же самое при помощи обычных ножниц и клея. Взял репродукцию, вырезал узкую полоску, развернул её на 180 градусов и снова наклеил на то же место. И… получился совсем другой, преображённый пейзаж. Конечно, при этом был важен глазомер и вкус самого «творца» новой, виртуальной окружающей среды.

Когда-то такую же операцию Вячеслав произвёл над почтовыми марками с пейзажными сюжетами. Наклеил их на конверты, адресованные самому себе, отправил с Главпочтамта.

Почтари мистификацию не обнаружили.

И его авторство было удостоверено круглыми штемпелями с датой.

Таким образом, среди десятков полученных Колейчуком патентов на изобретения есть один, выданный им самому себе. В полной мере принцип самоколлажа можно продемонстрировать и на примере преобразования пространственных форм и объектов.

Этот прием был использован Колейчуком при создании реквизита для фильма режиссера Георгия Данелия «Кин-дза-дза». В этом случае космическое оружие инопланетянина вначале представало перед зрителем в виде обычного ржавого отрезка трубы, которая, раскрываясь, превращалась в сложное техническое устройство новой формы.

Здесь был использован драматургический принцип мгновенного перехода от малозначащей простейшей формы к сложной пространственной структуре, построенной по принципам высшей совершенной технологии.

Этот пример лишь подтверждает ту мысль, что методы и принципы в искусстве важны не сами по себе и не в единичном проявлении, а в их творческом осмыслении, в широком многообразном проявлении во всех видах и аспектах творчества, в их авторской интерпретации.

Именно здесь между наукой и искусством нет непроходимых границ, как и между образным и логическим мышлением.