Иван Карлович Бианки

OpenGLAM
Иван Карлович Бианки (12.12.1812/Варезе, Италия - ☦ 24.12.1893/Лугано, Швейцария) - (Джованни Бьянки, Jean Bianchi или Giovanni Bianchi [1811?]) фотограф, художник, мастер видовой фотографии.

Санкт-Петербург, Б. Итальянская ул., 5 / Невский пр., 54 (адрес в 1870 г.).

В Россию прибыл в 1821 г. со своей семьёй (как австрийские подданные); первое время жил в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1839 г. [?] Б. «отправился за границу на свой счёт для усовершенствования», а в 1849 г. вернулся в Москву, намереваясь сосредоточиться на карьере художника. В Санкт-Петербурге появился при императоре Николае I.

Прибавление к «Московским ведомостям», №85 от 15 июля 1848 г., с. 818: «Отъезжающие за границу: 1. Швейцарского Боза в Тессинский кантон Иван Бианки, жительство имеет на Лубянке в д.

купца Варгина».

К-2: австрийский подданный, в Россию прибыл в 1821 г., учился в МУЖВ, в 1858 г. ИАХ дано звание художника живописи портретной и акварельной.

31 декабря 1857 г. Б. (вторично) подаёт прошение в совет Академии художеств и 8 марта 1858 г. Б.получает звание неклассного художника живописи портретной и акварельной. Документально подтверждено, что уже в 1852 г. его мастерская существовала по адресу – Б. Итальянская ул., д. 5 (или Михайловская пл., д. Бодиско, кв. 15 – это один и тот же адрес).

Источники

Столп.: «Наконец, как-то случайно, мы узнали, что в С.Петербурге уже с прошлого года [1853] поселился фотограф г-н Бианки, заслуживший известность в Париже и исключительно посвятивший себя фотографии видов. За год жизни в Петербурге он успел снять до 60 видов».

РФ-100, фронтиспис – фото Б. «Похороны Императора Николая I», 1855 г.; оригинал хранится в Городском музее Мюнхена.

Литературно-художественный журнал «Фотографическая иллюстрация» в №3 за 1863 г. поместил объявление, что художник и фотограф И. Бианки, известный Петербургу своими превосходными портретами и визитными карточками, летом 1862 г. сфотографировал все станции железной дороги Петербург-Петергоф, за которыми предлагает обращаться в своё итальянское ателье в Петербурге.

Визитка, оборот: «Италианская фотография художника И. Бианки. На большой Италианской дом №5 в С.-Петербурге. Photographie italienne par J. Bianchi. Grande rue des Italiens, 5 a St. Petersburg»; автограф датирован 1863 г.

В 1867 г. заснял 9 помещений в здании Старого Эрмитажа. ВП-67/68: владелец фотографии на Невском пр., д. 54, кв. 55. Фото второй половины 1860-х – 1870-е гг., оборот: «Италийская фотография художника И. Бианки бывшая Кулиша на Невском проспекте д. 54 против Театра в Петербурге».

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. (Спб, Соляной городок) за выставленные фотографии «художник Иван Бианки, в С.-Петербурге» получает почётный отзыв. Экспонировал фотографические портреты и карточки [визит-портреты], снимки с картин и виды с натуры. «Г-н Бианки (не внесён в каталог) известен своими снимками внутренностей дворцов, а также видами, – есть среди них некоторые очень удачные, несмотря на трудность исполнения» (из доклада эксперта Левицкого С. Л.). VII отделение Экспертного комитета отнесло работы Б. к пятому разряду.

«Всемирная иллюстрация», №83, 1870: петербургский фотограф.

РФ-996, с. 311 – фото Б. «Интерьер дома Левашовых на Фонтанке», 1870-е гг. Сохранились 17 видов фасадов и интерьеров дворца Румянцева-Паскевича в Гомеле, отснятые Б. в 1870-х гг.

Текст бланка, оборот: «Бианки, Фотогр. на Невском прос. д. №54 в С.-Петербурге» [вторая половина 1860-х – 1870-е гг., сообщение Китаева А. А.]

Спб в светописи, с. 30: На снимках Бианки 1860 – начала 1870-х годов можно видеть и интерьеры, сохранившие отделку Растрелли, и связанные с именем архитектора А. Н. Воронихина. ... И. К. Бианки – один из лучших мастеров в области фотографии интерьеров 1860-1870-х годов. Помимо Строгановского дворца, он запечатлел Фонтанный дом Шереметевых, дома И. Ф. Паскевича и А. Л. Штиглица на Английской набережной, графов Левашовых на Фонтанке и много других зданий. Там же, сс. 206-212 – интерьеры, сс. 252-254 – пригороды Петербурга, съёмка Б. Там же, с. 296: был выдающимся мастером видовой фотографии, хотя начинал свою деятельность как фотограф-портретист.

Мясникова Л. Г.: «Прожив долгие годы в России, [Б.] в конце жизни уехал на родину в Швейцарию, забрав с собой все имевшиеся у него стеклянные негативы... Его бесценные негативы были проданы как простые стёкла» [это утверждение неточное, оно основывается на воспоминаниях Бенуа; см. «Иван Бианки – первый светописец Петербурга»].

16(28) апреля 1884 г. в письме генеральному консулу Швейцарской Конфедерации объявил о возвращении на родину. В последнее время перед кончиной живёт в Лугано на ул. Насса, дом №133, в котором умирает «холостым и обеспеченным»; погребён на кладбище Санта-Мария (документы в Архиве записей гражданского состояния Лугано).

В коллекции Эрмитажа насчитывается более 120 работ Б., в т. ч. панорамные виды Петербурга. 34 фотографии Б. хранятся в научной библиотеке Академии художеств, в т. ч. вид Императорской публичной библиотеки, фоном которой служат здания на Невском пр., на одном из них вывеска «Фотография художника Бианки».

По оценке А. Н. Бенуа «... Бианки не был простым профессиональным техником: на всех им изданных фотографиях он себя величает художником, и художником он действительно и был...» В воспоминаниях Бенуа пишет, что он познакомился с родным племянником Б., который рассказал ему о последних годах жизни своего дяди. «... к Бианки подобралась какая-то авантюристка, которая и женила его на себе. «Молодые» поселились в Лугано, и там эта женщина вскоре добилась перевода на её имя всего капитала мужа, завладев коим, она самым бессовестным образом его покинула в обществе своего любовника. Несчастный разорённый Бианки, из гордости не желавший обратиться к родным за помощью, умер вскоре в больнице, в совершенной нищете, и был похоронен в общей могиле. Печально и то, что все привезённые из России негативы, бесценные в документальном смысле, – были перед этим проданы его женой как простые стёкла».

ФНП, сс. 29-31: На Невском проспекте в доме 54 он работал с 1866 г. Упоминается во Всеобщей адресной книге Санкт-Петербурга на 1867-1868 годы.

Работы Ивана Карловича Бианки представлены из фонда Музея Российской Фотографии (г. Коломна).
Страница находится в процессе наполнения.

Литература

Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990, т. 2, сс. 455-457.

Петрова Т. А. Петербургский фотограф И. Бианки и коллекция его работ в Эрмитаже // Забытые имена и памятники русской культуры. Спб.: изд. Гос. Эрмитажа. 2001 сс. 103-108.

Петербургский интерьер в фотографиях. Из собрания Государственного музея истории С.-Петербурга (альбом). СПб: 2001.

Mario Redaelli, Pia Todorovi? Str?hl, Ekaterina Anisimova. Ivan Bianchi Un ticinese pioniere della fotografia a San Pietroburgo. 2002 ELR Edizione Le Ricerche, Lugano.

Колл. авторов. Иван Бианки – первый светописец Петербурга. Каталог выставки 27 мая – 19 июля 2005 г.

Хольцова В. Г. Иван Бианки. Фотографии Петербурга второй половины XIX века. Лозанна, 2007.

Петрова Т. А. Фотографии дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, исполненные Джованни (Иваном) Бианки / Труды Государственного Эрмитажа XL. Культура и искусство России. Спб, Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008, сс. 302-321.

Музеем Российской Фотографии был издан справочник - Анатолий Попов. "Российские фотографы (1839-1930) 3 Тома"

Иван Карлович Бианки. Документы

И.К. Бианки. Сопроводительное письмо к фотоальбому «Царское Село»